КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

 

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель образования — формирование ключевых компетентностей.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности. Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения, под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).



Перечень качеств 21 века (в рамках дистанционного курса Intel)
Умения и качества, необходимые человеку 21-го века:
  • Ответственность и адаптивность –
  • Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее
  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  • Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
"Австралия + Кролики. Кролики поменяли весь ландшафтный дизайн Австралии. Точно так же развитие сетевых технологий не делает мир = Мир + Технологии. Это совершенно другой мир. И учебный класс с компьютерами, если они и вправду там работают, это совершенно другой класс, а не тот же прежний с добавкой компьютеров. И мы сами, когда к нам добавили новые средства, стали другими. ИЗМЕНЯТЬСЯ! - главное умение века.
Умения 21 века
  • Цифровая грамотность
    • Общая грамотность Умение грамотно выражать свои мысли устным и письменным русским языком.
    • Научная грамотность - Понимание научных концепций и умение их применять.
    • Технологическая грамотность Понимание, что есть технология, как использовать.
    • Экономическая грамотность Умение определить экономическую проблему, сделать выбор, определить цену
    • Визуальная грамотность Умение интерпретировать, использовать, создавать образы, использовать графические деревья, видоизменять категории.
    • Информационная грамотность - Умение сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию. Медийная грамотность - способность распознавать рекламу, агитацию, способность противостоять медийному давлению.
    • Мультикультурная грамотность - Способность понимать и ценить культурные различия.
    • Глобальная осведомленность Понимание взаимосвязей, которые существуют между группами, организациями, народами.
  • Изобретательное мышление
    • Приспособление и управление сложными процессами
    • Самоорганизация Умение организовать свою деятельность (учебу). Способность оценить необходимое время, силы, результаты.
    • Любопытство
    • Творчество
    • Риск
    • Высокое мышление
      • Анализ
      • Сравнение
      • Интерпретация
    • Вербализация знаний
  • Эффективное общение
    • Работа в команде
    • Сотрудничество
    • Навыки общения
    • Личная ответственность
    • Интерактивное общение
  • Продуктивность
    • Установление приоритетов
    • Планирование
    • Управление
    • Использование адекватных средств
    • Способность к созданию качественных продуктов

УЧИМСЯ ПРЕЗЕНТОВАТЬ СВОИ ИДЕИ

Виды выступлений. Презентация идей

Выступления обычно бывают публичные. Перед какой либо аудиторией. Выступление учителя перед учениками, ученика перед одноклассниками, руководителя перед сотрудниками, сотрудника перед руководителем; политика перед народом и т.д.

Очень важно четко определить вид выступления с точки зрения его назначения: информационное, агитационное, развлекательное или их комбинация.

Информационная речь ставит задачей дать новые идеи. Она может строиться как повествование (как развивались события),описание (что представляет собой новый компьютер) или объяснение (как можно решить оптимально данную задачу по информатике…).

Для описания характерна конкретность, для повествования — ощущение движения, для объяснения — закономерность.

Агитационные речи имеют следующие цели: воодушевление, убеждение, вызов активной реакции (Давайте сделаем субботник и посадим на пустыре возле школы фруктовый сад!).

Призыв к действию может быть прямым или косвенным, действовать немедленно или в другое, точно указанное время.

В работе над речью надо уделить внимание таким моментам: выбору темы, определению цели выступления, составлению конспекта и плана, обработке выступления, работе над языком речи, вспомогательным материалам, манерам,жестам, голосу, методам контроля над реакцией аудитории и т. д. Единство всех этих моментов создает стиль оратора.

Полезные приемы и маленькие хитрости успешных ораторов. 1. Выступление нужно анонсировать. Если слушатели будут знать о предстоящем выступлении, они будут его ждать. Если начать выступать без предварительного уведомления, многие слушатели просто не поймут, что происходит, и не придадут выступлению особого значения.

2. Рассчитывая время выступления, помните, что 1 страница текста (14 шрифт через полтора интервала) - это 3-4 минуты речи. А если использовать интерактивный стиль (задавать вопросы слушателям, спрашивать их мнение), то больше в 1,5 - 2 раза.

3. В напечатанном тексте выступления логические части разделяйте абзацами и пустой строкой, это позволит также интонационно разделять речь и не сбиться. Еще лучше, каждое новое предложение начинать с новой строки. Это позволяет также контролировать длину предложений. В устной речи предложения не должны быть более двух строк, еще лучше ограничиться одной.

4. Первые фразы не должны нести серьезной смысловой нагрузки. Их основная задача - привлечь внимание аудитории, добиться, чтобы все настроились на слушание и начали слушать. Известно, что этот период (настройки) длится 10 - 30 секунд, в зависимости от аудитории и ее изначального настроя (который во многом зависит от темы выступления).

Поэтому первые фразы могут вообще не относиться к теме выступления. Например, "Добрый день, надеюсь, все уже собрались, если нет, - опоздавших не ждем. Давайте начинать". Внимание можно привлечь даже молча, например, проводя приготовления. Описание регламента, плана выступления или эмоциональная вставка также позволяют добиться привлечения внимания слушателей.

5. Эмоциональные вставки вызывают в сознании аудитории картинки, это позволяют аудитории "включиться", повышает уровень внимания. В выступлении обязательно должны быть примеры, желательно из жизни класса или школы, которые кто-то из присутствующих лично пережил.

6. Репетировать выступление нужно вслух. Текст, прочитанный про себя, занимает в 1,5 раза меньше времени. И не позволяет убрать слова и предложения, которые хорошо смотрятся в напечатанном виде, но совсем "не звучат".

7. Чтобы добиться поставленных целей и донести основную идею, первое, что необходимо, это сформулировать их. Второе - повторить (или прямым текстом или в различных вариациях) не менее трех раз.

Презентация идей. В любой сфере деятельности принципиальное значение имеет фаза презентации и «продажи» идеи. Не думайте, что идея каким-то образом продаст себя сама.

Этап иллюстрации идеи может оказаться более важным, чем ранние стадии разработки идей. Существует много примеров идей, не получивших должного признания потому, что их не сумели правильно подать.

Этапы создания презентации Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.

Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. Заполнение слайдов информацией, причем уже в момент заполнения Вы понимаете, что здесь Вы должны будете показать материал единым куском, а вот здесь - части материала должны будут появляться одна за другой, по мере необходимости.

Репетиция презентации - это проверка и отладка созданного изделия. Вы проверяете - насколько удачно Вы смонтировали материал, насколько уместны Ваши переходы от слайда к слайду. В конце концов, Вы как бы смотрите на себя со стороны и спрашиваете себя - а насколько я и моя презентация эффективны, насколько мы достигаем намеченной цели?

Требования к докладчику. Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне? Вот только некоторые из них: энтузиазм, организованность, настрой на аудиторию, гибкость, правильный язык телодвижений, чувство юмора, хороший словарный запас, разнообразие тона голоса, настрой на достижение цели.

Отсутствие у Вас каких-то характеристик из перечисленных не должно служить препятствием к Вашему выступлению.

Если Вы понимаете, что каких-то характеристик нет, то Вы можете с помощью предварительной подготовки помочь себе и "заложить" в готовящуюся Вами презентацию соответствующие моменты и аспекты. Единственно без чего Ваше выступление обречено на провал – это отсутствие у Вас настроя на достижение цели. Всего остального можно добиться. Без чего-то можно обойтись.

Например, если Вы косноязычны, то хорошо сделанная Вами презентация и ограничение себя короткими фразами помогут Вам это скрыть и прослыть блестящим лаконичным и четким оратором. Но Вы никогда не скроете отсутствия желания добиться поставленной цели. В этом случае - лучше отказаться от проведения доклада. Это - горько, но зато убережет Вас от провала.

 

Литература

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002.

  4. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

  5. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – №3. – С. 95-100.

  6. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PIZA-2000/ А.Г.Каспржак, К.Г.Митрофанов, К.Н.Поливанова и др.–М.: «Университетская книга», 2005.

  7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.::Когито-Центр, 2002.

  8. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – № 7. – С.4-6.

  9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

САЙТ ХИМИЧЕСКИЙ http://valentina-colosowa.narod.ru/

КОПИРАЙТ

© lesteh-istoria

Бесплатный хостинг uCoz