Вопросы для контрольных работ по предмету «Основы экономики» (заочное отделение)30 вариантов1 вариантНазначение и структура экономикиГлобализация мировой экономики.2 вариантФакторы производства.Валюта. Валютные курсы.3 вариантСобственность как основа социально-экономических отношений между людьми.Значение внешней торговли для мировой экономики.4 вариантОсновные типы собственности.Российский бюджет.5 вариантКооперация и разделение труда.Денежно-кредитная система.6 вариантСравнительный анализ натурального и товарного хозяйства.Факторы, порождающие инфляцию.7 вариантМеханизм рыночного ценообразования. Спрос и предложение.Политика занятости.8 вариантКонкуренция: сущность и формы.Экстенсивный и интенсивный тип расширенного воспроизводства капитала.9 вариантМонополия: причины образования, виды.Факторы, воздействующие на численность населения страны.10 вариантОсновной и оборотный капитал.Негативные экономические последствия безработицы.11 вариантАмортизация основного капитала.Основные направления экономической политики государства.12 вариантСвободное развитие рынка и его регулирование.Возникновение и развитие мировой экономики.13 вариантВозникновение и история развития денег.Права собственников и их закрепление в законодательстве России.14 вариантЗаработная плата работников.Государственный сектор национальной экономики.15 вариантПрибыль, норма прибыли и ее экономическая роль.Потребности и виды благ.16 вариантКредит. Виды кредита.Антимонопольное законодательство.17 вариантНоминальная и реальная заработная плата.Рынок ценных бумаг.18 вариантЗемельная рента.Сравнительный анализ конкурентного и монопольного рынков.19 вариантГосударственное перераспределение доходов.Простое и расширенное воспроизводство капитала фирмы.20 вариантВиды налогообложения.Создание новой (добавленной) стоимости.21 вариантКривая Лоренца.Мировая валютная система.22 вариантГосударственная собственность.Противоречия глобализации.23 вариантУгрозы экономической безопасности страны.Торговля, ее формы.24 вариантНациональные счета.Новые информационные технологии в деятельности фирмы.25 вариантФакторы роста национального хозяйства.Глобальные проблемы человечества и экономика.26 вариантЭкономический рост.Мировая миграция рабочей силы.27 вариантПричины и виды безработицы.Олигополия.28 вариантГосударственные финансы. Государственный бюджет.Цикличность развития экономики.29 вариантСтруктура отношений собственности в России в начале 21 века.Формы международной экономической интеграции.30 вариантМетоды ограничения инфляции.Современный этап экономического развития России.Билеты составлены в соответствии с Госстандартом и Программой по предмету.Рекомендуемая литература.Носова С.С. Основы экономики. М. 2006.Слагода В.Г. Основы экономики: учебник для студентов среднего профессионального образования. М., 2007.Кудина М.В. Основы экономики: учебник для среднего профессионального образования. М., 2008.Гукасьян В. Г. Экономика от «А» до «Я». Тематический справочник. М. 2007.ВНИМАНИЕ! В 2012-2013 УЧЕБНОМ ГОДУ ВВОДИТСЯ НОВАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ! ТЕ, КТО ПОСТУПИЛ В 2012 ГОДУ, ПОЛУЧАЮТ НОВЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ 2012-2013!Вопросы контрольных работ по истории для студентов заочного отделения, 30 вариантов.1 вариант1. Идеология формирования в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры».2. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. 2 вариант1. Проблема Ольстера в Великобритании, басков Испании, Квебека в Канаде и конфликты на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др., в контексте национально-государственного развития.2. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. 3 вариант1. Альтернативы внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг.- «новому мышлению в ядерный век».2. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. 4 вариант1. Важнейшие внешнеполитические задачи, стоящих перед Россией после распада территории СССР2. Идеи «поликультурности», формирование «общеевропейской» культуры и молодежные экстремистские движения. 5 вариант1. «Балканский кризис» 1998-2000 г.г.2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. 6 вариант1. Содержание понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике.2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. 7 вариант1. Эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.2. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 8 вариант1. Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. 9 вариант1. Культура и идеология советского общества 70-начала 80 г.г.2. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 10 вариант1. «Конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках «массовой культуры».2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. 11 вариант1. Прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет.2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. 12 вариант1. Ослабление центральной государственной власти и усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг.2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. 13 вариант1. Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.2. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. 14 вариант1. Политические партии и оппозиционных государственной власти силы в Восточной Европе в 80 годы 20 века.2. Биография и программы политических деятелей СССР второй половины 1980-х г.г.: М. С. Горбачев. 15 вариант1. Биография и программы политических деятелей СССР второй половины 1980-х г.г.: Б.Н.Ельцин.2. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. 16 вариант1. Биография и программы политических деятелей СССР второй половины 1980-х г.г.: А. Д. Сахаров.2. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. 17 вариант1. Биография и программы политических деятелей СССР второй половины 1980-х г.г.: Н.И. Травкин.2. Модели решения северокавказского конфликта в 90 годы. 18 вариант1. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».2. Россия – суверенное государство: приобретения и потери. 19 вариант1. Документы ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.2. Биография и программы политических деятелей СССР второй половины 1980-х г.г.: Н.И. Лукьянов. 20 вариант1. Место и роль России в проектах международных доктрин об устройстве мира.2. СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. 21 вариант1. Биография и программы политических деятелей – участников северокавказского конфликта. 2. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. 22 вариант1. Россия как партнер НАТО.2. Глобализация различных сторон жизни российского общества. 23 вариант1. Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры».2. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. 24 вариант1. Современные националистические и экстремистские молодежные организации в Европе и России.2. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. 25 вариант1. Человек как носитель культуры своего народа.2. Эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. 26 вариант1. Перспективные направления и проблемы в развитии РФ.2. Национальная политики в СССР к началу 1980-х гг. 27 вариант1. Научные открытия и технические достижения в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.2.Политическое и правовое развитие СССР в 70 годы. 28 вариант1. Проблема сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества.2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. 29 вариант1. Преемственность современного социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.2. Характеристика творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. 30 вариант1. Вызовы будущего и Россия.2. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. _____________________________________________________________Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основная литератураУчебные пособия:1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., УткинаА.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с. Интернет-ресурсы: Дополнительная литература.1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века./Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России. : теоретико-правовые и конституционные основы/Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. 237 с.5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.:Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум,1998. – 217 с.7. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:Европа, 2005. – 232 c. Критерии оценки и методические указания выполнения контрольных работ по истории на заочном отделении. 1. Оформление. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению работ на заочном отделении.В работе (титульный лист) должны присутствовать данные об авторе, группе, отделении, фамилия проверяющего работу преподавателя, название учебной дисциплины – «история». Работа должна быть предоставлена в определяемый заочным отделением срок.Сами вопросы (их 2) должны быть записаны в начале изложения материала, выделены или нумерацией, или подчеркиванием, или абзацем, не должны сливаться с текстом.Работа должна быть написана с уважением к проверяющему, разборчивым, аккуратным почерком. Не принимаются работы, распечатанные с помощью принтера.В конце работы должна быть указана используемая литература, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению работ на заочном отделении, - как правило, не менее трех учебных пособий.Литература должна быть последних лет издания (начало 21 века), нежелательно указывать только Интернет-издания. Объем работы. Объем работы должен быть достаточным для равноценного раскрытия двух вопросов, но не менее 10 и не более 18 листов. Структура работы. Работа не должна начинаться и заканчиваться обрывистой мыслью: необходимо в начале ответа определить проблему, в конце - подвести итоги ее исследования. Вопросы составлены с учетом наличия проблемных тем в истории, предполагают размышления и поиски истины, наличие различных точек зрения.Допустимо высказывание собственной точки зрения на проблему, при условии, что она будет обоснована автором. Содержание работы по вариантам. Содержание каждого из вариантов раскрывается преподавателем в ходе установочного занятия и доводится до сведения студентов. Студент на основе предоставленной информации и изучения литературы составляет план ответа, выполняет работу в письменном виде с приложением списка использованных пособий. План должен отражать ключевые, наиболее значимые моменты, изложение - быть качественным, полным и подробным.5. Виды заданий.Новые подходы в образовательной сфере предполагают использование различных современных методов и видов заданий. Работы построены с учетом трех основных видов заданий: проблемного, поискового и аналитического.Проблемное задание – это решение ситуации, исторического вопроса с неоднозначной оценкой, выбор различных методов ответа на вопрос и вариантов оценки.Поисковое задание – это работа с источниками, поиск данных и сведений по теме, отражающих и развивающих ее.Аналитическое задание – это изучение источников и литературы по теме с их характеристикой и отбором с целью достижения объективной истины или выработки собственного отношения к историческому факту или явлению.В наиболее сложных вариантах присутствуют элементы трех видов заданий, в основном это варианты, связанный с современной политической ситуацией в России и в мире. Данные задания требуют обращения к сайтам сети Интернет, основные: 6. Зачет – недифференцированный; не выставляется, если · ответы не соответствуют теме· тема раскрыта менее чем на 70 процентов от необходимого объема (смотрите Приложение)· вопросы раскрыты не равноценно по объему (например: наличие 30 процентов первого вопроса, 100 процентов второго)· в ответах присутствуют грубые фактические ошибки· изложение некорректное, используется ненаучная терминология, собственная точка зрения ничем не обосновывается· использованы устаревшие пособия, в которых содержатся опровергнутые современной исторической наукой сведения· изложение бессвязное, является набором случайных сведений из различных источников Приложение. ВОПРОСЫ и примерное содержание ответов, в соответствии с требованиями Программы: 1 вариант1. Идеология формирования в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры».Необходимо раскрыть следующие вопросы: термин «идеология», идеологические структуры в СССР. М. Суслов и его идея о новой общности – советском народе. Политика, направленная на внедрение этой идеи в сознание масс. Термин «советская культура». Критика взглядов и действий власти. Основания для формирования подобной идеологии. Проблемный вопрос: почему современные политики говорят о восприятии опыта развития национальных отношений в СССР?2. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.Термин «локальные конфликты». Типология локальных конфликтов. Опасность подобных политических явлений. Основные конфликты 90-х годов: конфликты в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе, в Чеченской республике, их причины, участники, пути решения. Дополнительно: ИД "Алмаз-Медиа"ПРО-ПВО.RUВоенно-промышленный курьер 2 вариант1. Проблема Ольстера в Великобритании, басков Испании, Квебека в Канаде и пр. и конфликты на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др., в контексте национально-государственного развития.Проблемное задание. Сравнение локальных конфликтов на постсоветском пространстве и тех же проблем в развитых европейских странах и Канаде. Их схожесть и различия. Как влияют подобные конфликты на перспективы единого государственного образования. Что делается в Евросоюзе для решения данной проблемы. Как развивается франкоязычная территория Канады. Что из опыта данных стран применимо в России.2. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.Термины «культура», «традиция», «нравственные ценности», «традиционные ценности», «индивидуальная свобода человека». Принципы развития культуры. Признаки национальной культуры. Приоритет традиционных ценностей. Соотнесение свободы человека и его самореализации в рамках определенной культурной традиции. 3 вариант1. Альтернативы внешнеполитического курса СССР 1985-1990 гг.- «новому мышлению в ядерный век».Проблемное задание. Автор внешнеполитического курса 1985-1990 гг. М. С. Горбачев. Причины изменения международной доктрины. Проблема накопления и распространения ядерного оружия. «Ядерная зима» и «ядерная ночь». Советские инициативы и реакция западных стран. Проблемы ограничения вооружений и конверсии. «Новое политическое мышление» и его практическая реализация: вывод войск из Афганистана, из Восточной Европы, воссоединение Германии. Критика Горбачева и его курса. Альтернативы: возврат к доктрине Брежнева, «холодная война», угроза уничтожения мира. 2. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.Термины «инновации», «приоритеты». Причины развития инновационных технологий. Инновационный опыт развитых стран. Инновационная политика правительства и Президента. Примеры внедрения инноваций в практической сфере. 4 вариант1. Важнейшие внешнеполитические задачи, стоящих перед Россией после распада территории СССР.Год распада СССР и краткое пояснение наиболее изученных причин. Исходя из причин распада, обрисовка главных задач внешней политики. Россия как правопреемница СССР. Ее новая политическая стратегия. Провалы и успехи внешнеполитического курса 90 годов. Дополнительно: Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 584 с. 2. Идеи «поликультурности», формирование «общеевропейской» культуры и молодежные экстремистские движения.Термины «поликультурность», «экстремизм». Идея «общеевропейской культуры». Толерантность в культуре. Достижения и проблемы внедрения идеи толерантности и поликультурности. Критика этих идей в Европе. Крайнее выражение отторжения «поликультурности» - молодежный экстремизм. Его причины и негативные последствия. Опыт решения данной проблемы в Евросоюзе. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. 5 вариант1. «Балканский кризис» 1998-2000 г.г.
Распад Югославии, причины и ход. Многонациональность и многоконфессиональность бывшей федерации балканских народов. Узел противоречий на Балканах. Проблема Албании и Косово. Вмешательство США во внутриевропейский конфликт. Оценка действий США в России и в мире. Итоги конфликта и современное положение. Дополнительно: Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 584 с.2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Термины «традиция», «свобода совести». Многоконфессиональность в РФ. Возрождение религиозного сознания в 90 годы. Кризис этого сознания в современной России. Светское и религиозное воспитание. Религия и культура. Значение сохранения национальных традиций. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007.6 вариант1. Содержание понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике.Термины «суверенитет», «независимость», как основа формирования государственного строя, целей государства, его функций. 2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.«Культурная политика социализма». «Культурная революция», ее цели и последствия. Развитие основных направлений советской культуры. Культура и идеология. Соотношения терминов «национальная» культур
|